Мәзірді көрсету Іздестіру
БАҚ біз туралы
Қазақстан Республикасы Индустрия және инфрақұрылымдық даму министрлігі

You are here

Аналитическая справка по результатам внутреннего анализа коррупционных рисков в деятельности Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства

Аналитическая справка

по результатам  внутреннего анализа коррупционных рисков в деятельности Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан

 

31 июля 2017 года                                                                                    г. Астана

 

Полное наименование объекта внутреннего анализа:

Комитет по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан.

В соответствии с законодательством Республики Казахстан Комитет осуществляет контрольные и реализационные функции в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, жилищных отношений, коммунального хозяйства и обращения с коммунальными отходами (за исключением твердых бытовых отходов), государственного регулирования в области водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения (кроме теплоэлектроцентралей и котельных, осуществляющих производство тепловой энергии в зоне централизованного теплоснабжения) в пределах населенных пунктов.

Основание проведения внутреннего анализа:

В соответствии с пунктом 5 статьи 8 Закона Республики Казахстан «О противодействии коррупции», пунктом 3 статьи 65 Закона Республики Казахстан «О правовых актах» и приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции от 19 октября 2016 года «Об утверждении Типовых правил проведения внутреннего анализа коррупционных рисков», а также согласно Плана мероприятий Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан по противодействию коррупции на 2017 год, утвержденного приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 24 мая 2017 года № 296 и приказа председателя Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 20 июня 2017 года № 98-НҚ «О проведении внутреннего анализа коррупционных рисков в деятельности Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан».

Период проведения анализа:

июль 2017 года.

Анализируемый период деятельности объекта внутреннего анализа:

2016 год и 1 полугодие 2017 года.

Нормативно-правовые акты затрагивающие деятельность подразделения:

В своей деятельности руководствуется Предпринимательским, Бюджетным, Гражданским, Водным кодексами Республики Казахстан, Кодексом Республики Казахстан «Об административных правонарушениях», Законами Республики Казахстан от 16 июля 2001 года «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан», от 9 июля 2004 года «Об электроэнергетике», от 16 апреля 1997 года «О жилищных отношениях», от 7 апреля 2016 года «О долевом участии в жилищном строительстве», а также иными законодательными и подзаконными актами РК.

Функии осуществляемые Комитетом согласно Положения Комитета, утвержденного приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 2 марта 2017 года № 128 соответствуют нормам вышеуказанных актов.

Однако, согласно Указу Президента Республики Казахстан от 25 января 2017 года № 412 «О дальнейшем совершенствовании системы государственного управления Республики Казахстан» функции и полномочия  по формированию и реализации государственной политики в области электроснабжения (электросетевые объекты 0,4 кВ), теплоснабжения, в части котельных с установленной мощностью ниже 100 Гкал/час, осуществляющих производство тепловой энергии в зоне централизованного теплоснабжения (кроме автономных котельных), газа и газоснабжения в пределах границ (черты) населенных пунктов переданы в Министерство энергетики РК.

Учитывая данные изменения в структуре Правительства, необходимо внести следующие изменения,  исключив:

 - участие в разработке и реализации государственной политики в области электроэнергетики (подпункт 1) статьи 5-1 Закона РК от 9 июля 2004 года «Об электроэнергетике»);

- компетенцию уполномоченного органа в области коммунального хозяйства в полном объеме (пункт 1 статьи 7  Закона РК от 9 января 2012 года «О газе и газоснабжении»).

Вместе с тем, Комитет является разработчиком Программы жилищного строительства «Нұрлы жер», утвержденной Постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2016 года № 922, нормативных правовых актов в соответствии с компетенцией, осуществляет методическое обеспечение в области водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения (кроме теплоэлектроцентралей и котельных, осуществляющих производство тепловой энергии в зоне централизованного теплоснабжения) в пределах населенных пунктов.

Организационно-управленческая деятельность подразделения:

По линии управления персоналом, в том числе сменяемости кадров:

В 2016 году штатная численность составляла 129 единиц. Фактическая численность -119 чел.

На 1 июля 2017 года штатная численность – 124 единицы. Фактическая численность -106 чел., вакансий – 18. 

Сменяемость в 2016 году составила 61 чел., в том числе в связи с реорганизацией (в МСХ РК) –36, по собственному желанию - 15, в порядке  перевода - 1, в связи с достижением пенсионного возраста - 2, в связи с переходом в другой государственный орган по конкурсу - 6, в связи с переменой места жительства - 1.

В 2017 году – 20 чел., в том числе в связи с реорганизацией (в МЭ РК) – 5, по собственному желанию - 11, в связи с переходом в другой государственный орган по конкурсу – 3, в связи с достижением пенсионного возраста – 1.

В 2016 году проведено 12 конкурсов на 57 вакантных должностей, подано заявлений от 87 участников, назначено 31 человек в том числе:

- внутренних конкурсов среди данного государственного органа: проведено 4 конкурса на 23 вакантные должности, подано заявлений от 14 участников, назначено по конкурсу 9 человек;

- внутренних конкурсов среди всех государственных органов: проведено 3 конкурса на 14 вакантных должностей, подано заявлений от 14 участников, назначено по конкурсу 2 человека;

- общих конкурсов: проведено 5 конкурсов,  на 20 вакантных должностей, подано заявлений от 59 участников, назначено по конкурсу 20 человек.

В 2017 году проведено 8 конкурсов, подано заявлений от 71 участника,  назначено 22 человека, в том числе:

- внутренних конкурсов среди данного государственного органа: проведено 3 конкурса на 22 вакантные должности, подано заявлений от 13 участников, назначено 7 человек;

- внутренних конкурсов среди всех государственных органов: проведено 4 конкурса на 10 вакантных должностей, подано заявлений от 19 участников, назначено 6 человека;

- общих конкурсов: проведено 3 конкурса на 11 вакантных должностей, подано заявлений от 48 участников,  не допущены к собеседованиям 4 кандидата в связи с предоставлением не полного пакета документов и 2 кандидата не соответствующие квалификационным требованиям, назначено 9 человек.

В 2016 годупривлечено к дисциплинарной ответственности – 42 чел. и в 1 полугодии 2017 года  – 15 чел.:

         коррупционных правонарушений – нет;

дисциплинарных проступков, дискредитирующих государственную службу – нет;

осужденных – нет.

Службой управления персоналом (кадровая служба) в соответствии с Законами Республики Казахстан «О противодействии коррупции», «О государственной службе РК», Этическим кодексом государственных служащих Республики Казахстан проводится работа, направленная на профилактику коррупционной деятельности среди государственных служащих, повышение эффективности применения антикоррупционного законодательства.

Вновь и впервые принятые на государственную службу сотрудники проходят специальную проверку в органах национальной безопасности,  оформляются письменные обязательства по принятию ограничений, установленных законами  Республики Казахстан «О противодействии коррупции», «О государственной службе РК» и выдаются письменные уведомления о необходимости передачи в доверительное управление имущества, использование которого влечет получение доходов, на период прохождения государственной службы. Ежегодно организуется работа по своевременной сдаче деклараций о доходах и имуществе государственными служащими, в том числе вновь и впервые поступившими на государственную службу.

На сайте Комитета размещена информация о проводимой работе по противодействию коррупции, указан телефон доверия, по которому граждане могут сообщить о фактах злоупотребления должностными полномочиями государственными служащими.

По линии урегулирования конфликта интересов:

         Фактов аффилированности при проведении процедуры государственных закупок и занятие государственных должностей, находящихся в непосредственной подчиненности должности, занимаемой близкими родственниками (родителями (родителем), детьми, усыновителями (удочерителями), усыновленными (удочеренными), полнородными и неполнородными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками) или супругом (супругой) не выявлено.

Государственные закупки Комитетом проводятся согласно нормам Закона Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года «О государственных закупках», Приказа Министра финансов Республики Казахстан от 11 декабря 2015 года      № 648 «Об утверждении Правилами осуществления государственных закупок». Государственные закупки товаров, работ, услуг проводятся через веб-портал государственных закупок в электронном виде, и исключают какой-либо контакт с поставщиком. Исключительно электронный формат заключения договоров позволил формировать на веб-портале полную и достоверную информацию по закупаемым товарам, работам, услугам и определять их средние закупочные цены. Внедрение электронных договоров и ряда других норм, направленных на упрощение и прозрачность государственных закупок, позволили минимизировать коррупционные риски.

По линии оказания государственных услуг:

В соответствии с Реестром государственных услуг (постановление Правительства РК от 18 сентября 2013 года № 983) Комитет оказывает следующие гос. услуги:

- «Аккредитация негосударственных аттестационных центров по аттестации инженерно-технических работников, участвующих в процессе проектирования и строительства» проводится с 28 марта 2016 года. За период с 28 марта по 31 декабря 2016 года оказано государственных услуг – 201, из них аккредитовано – 98, отказано – 103. В период с 1 января по 30 июня 2017 года оказано государственных услуг – 37, из них аккредитовано -12, отказано – 25;

- «Аккредитация юридических лиц, претендующих на проведение комплексной вневедомственной экспертизы проектов строительства объектов» за период с 1 января по 31 декабря 2016 года оказано государственных услуг – 119, из них аккредитовано – 74, отказано – 45. В период с 1 января по 30 июня 2017 года оказано государственных услуг – 33, аккредитовано -22 , отказано - 11.

-  «Аккредитация юридических лиц, осуществляющих технический надзор и техническое обследование по объектам первого и второго уровней ответственности» за период с 28 марта по 31 декабря 2016 года оказано 949 услуг, из них аккредитовано 600 (технический надзор 498, техническое обследование 102), отказано 349 (технический надзор и техническое обследование). за период с 01 января по 20 июля 2017 года оказано государственных услуг  435, аккредитовано 320 (технический надзор 156, техническое обследование 49), отказано 115 (технический надзор и техническое обследование).

Также Комитетом разработаны и приняты стандарты государственных услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства и долевого участия в жилищном строительстве оказываемых местными исполнительными органами. Контроль за качеством услуг осуществляет уполномоченный орган по оценке и контролю за качеством оказания государственных услуг. Прием документов осуществляется частично через канцелярию в бумажном виде, Государственную корпорацию и веб-портал «электронного правительства».

1) «Назначение жилищной помощи»;

2) «Постановка на учет и очередность, а также принятие местными исполнительными органами решения о предоставлении жилища гражданам, нуждающимся в жилище из государственного жилищного фонда или жилище, арендованном местным исполнительным органом в частном жилищном фонде»;

3) «Выдача справки о наличии (отсутствии) в постоянном пользовании жилища из коммунального жилищного фонда или жилища, арендованного местным исполнительным органом в частном жилищном фонде, гражданам, нуждающимся в жилище из жилищного фонда государственного предприятия либо государственного учреждения»;

4) «Выдача разрешения на привлечение денег дольщиков»;

5) «Выдача выписки об учетной записи договора о долевом участии в жилищном строительстве»;

6) «Приватизация жилищ из государственного жилищного фонда» оказываются местными исполнительными органами.

7) «Аккредитации организаций по управлению проектами в области архитектуры, градостроительства и строительства».

По линии реализации разрешительных и контрольных функций:

1. По поручению Генеральной прокуратуры РК в ноябре 2016 года Департаментом государственных услуг Агентства РК  по делам государственной службы и противодействию коррупции (далее – Департамент) проведена внеплановая проверка деятельности Комитета по соблюдению законодательства в сфере оказания государственных услуг.

По ее результатам Департаментом направлены рекомендации  по устранению выявленных по итогом внеплановой проверки нарушений, причин и условий, способствующих их совершению (письмо от 17 ноября 2016 года № 03-1-6/1286).

В этой связи, Комитетом совместно с Департаментом утвержден План мероприятий Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства национальной экономики Республики Казахстан по исполнению рекомендаций об устранении нарушений, причин и условий, способствующих их совершению, выявленных по итогам внеплановой проверки Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции на 2016 год. Работа в соответствии с Планом продолжается, по фактам нарушений приняты все необходимые меры, по отдельным случаям инициировано служебное расследование -  привлечены к дисциплинарной ответственности сотрудники Комитета (главные эксперты Управления мониторинга и контроля за лицензированием и аттестацией Кабдинов Е.К и Пак С.Д. (строгий выговор), главный эксперт Управления государственного архитектурно - строительного контроля Бижанов Т. (строгий выговор).

Основным нарушением, выявленным Департаментом является риск прямого контакта услугополучателя с услугодателем. 

В настоящее время для устранения вышеуказанного нарушения Комитетом, разработаны и внесены в заинтересованные государственные органы на согласование приказы Министра по инвестициям и развитию РК о внесении изменений в стандарты оказываемых услуг в части приема заявлений и выдачи результатов оказания государственной услуги посредством Некоммерческого акционерного общества «Государственная корпорация «Правительство для граждан». Данные изменения позволят исключить оказание государственных услуг посредством приема документов через канцелярию на бумажных носителях

Справочно:

- приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 19 ноября 2015 года № 700 «Об утверждении стандарта государственной услуги «Аккредитация юридических лиц, претендующих на проведение комплексной вневедомственной экспертизы проектов строительства объектов»;

- приказ исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 12 февраля 2016 года № 75 «Об утверждении стандарта государственной услуги «Аккредитация негосударственных аттестационных центров по аттестации инженерно-технических работников, участвующих в процессе проектирования и строительства»;

- приказ и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 12 февраля 2016 года № 72 «Об утверждении стандарта государственной услуги «Аккредитация юридических лиц, осуществляющих технический надзор и техническое обследование по объектам первого и второго уровней ответственности»).

Комитетом соблюдается срок актуализации информации на официальном Интернет-ресурсе Комитета, утверждены Положения об аккредитационных комиссиях, приведены в соответствие стандарты  государственных услуг по конкретизации  оснований для отказа в оказании услуг.

2. Генеральной прокуратурой РК проверено применение Комитетом и местными исполнительными органами законодательства в сфере обеспечения государственного архитектурно-строительного контроля за 2014-2016 годы. Далее, направлено представление об устранении нарушений законности, причин и условий, им способствующих с предложением принятия мер по организации постлицензионного контроля, мониторинга проблемных, строящихся и введенных в эксплуатацию объектов, рассмотрению целесообразности дальнейшего ведения государственного градостроительного кадастра, в том числе в условиях наличия проекта «Цифровой Казахстан» (письмо от 26 мая 2017 года № 2-010712-17-38530).

Комитетом направлены соответствующие письма в местные исполнительные органы о принятии необходимых мер по устранению нарушений, письмо о внесении изменений в действующее законодательство в МНЭ РК, по настоящее время работа согласно представлению продолжается.

3. Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета  в период с 10 апреля по 26 мая 2017 года проведен государственный аудит эффективности использования средств республиканского бюджета и управления государственными активами Комитета и его подведомственных организаций (предписание - письмо от 4 июля 2017 года  № 8-9-2-39/2302-И). Счетным комитетом выявлено:

-  дублирование видов деятельности подведомственных организаций, а именно акционерных обществах  «Казахстанский центр модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства» и «Фонд развития жилищно-коммунального хозяйства». Так, в соответствии с поручением Президента Республики Казахстан от 20 января 2017 года № 3822 ПАБ разработан проект постановления Правительства Республики Казахстан о реорганизации данных акционерных обществ.

- не обеспечение полной и достоверной информации по 6 - ти бюджетным программам на сумму 1,9 млрд. тенге. На момент выявления данного факта, все ответственные лица, допустившие не соблюдение норм бюджетного законодательства РК уволены по собственному желанию.

- не завершение строительства центров энергоэффективности жилищно-коммунального хозяйства (далее – ЖКХ) в городах Астаны, Алматы и Актобе, начатое в 2012 году с общей стоимостью 2,6 млрд. тенге. Центры энергоэффективности по городу Астана и Алматы  переданы в оплату акций акционерных обществ  АО «КазЦентр ЖКХ» и АО «КАЗНИИСА» (ПП РК от 24 ноября 2016 года № 734 «О некоторых вопросах республиканской собственности»), по городу Актобе передан в коммунальную собственность Актюбинской области (ПП РК от 10 ноября 2016 года № 687 «О некоторых вопросах республиканской собственности»). В настоящее время в целях завершения строительства объектов по городу Астана и Алматы  разработан проект постановления Правительства РК предусматривающий установление сниженного размера оплаты дивидендов с 50 % до 5 % от суммы чистого дохода по итогам 2016-2018 годов АО «КазЦентр ЖКХ» и АО «КазНИИСА».

- Применение порядка 130 нормативно-технических документов в сфере строительства, архитектуры и ЖКХ не прошедших регистрацию в органах юстиции. В сентябре 2016 года председателем КДСиЖКХ МНЭ РК утвержден «План поэтапной регистрации нормативно-технических документов в области архитектуры, градостроительства и строительства в Министерстве юстиции Республики Казахстан».  В 2016 году  приказом председателя КДСиЖКХ МНЭ РК от 12 июля 2016 года № 31-НҚ утверждены 3 СН РК (зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 10 августа 2016 года № 14083). На сегодняшний день, работа в соответствии с Планом продолжается, проекты приказов об утверждении строительных норм проходят согласование с заинтересованными государственными органами, НПП «Атамекен» и аккредитованными объединениями субъектов частного предпринимательства при МИР РК и до 31 декабря  2017 года будут зарегистрированы в МЮ РК.

Законом  Республики Казахстан от 29 сентября 2014 года № 239-V ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления» внесены изменения в ЗРК «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» в части передачи местным исполнительным органам компетенции по осуществлению государственного архитектурно-строительного контроля и надзора за качеством строительства объектов, оформление и выдача разрешения на производство строительно-монтажных работ по ним, применение установленных законодательными актами административных мер воздействия к нарушителям градостроительной и архитектурно-строительной дисциплины на этих стройках. Тем самым минимизированы  коррупционные риски и на сегодняшний день Комитетом осуществляется исключительно контроль и надзор за деятельностью местных исполнительных органов по делам архитектуры, градостроительства и строительства.

Иные вопросы, вытекающие из организационно-управленческой деятельности подразделения:

Согласно приказа председателя от 16 ноября 2016 года  № 215-НҚ «О проведении внутреннего анализа коррупционных рисков в деятельности подведомственных организаций Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства национальной экономики Республики Казахстан» проведены проверки в подведомственных организациях:

- в ноябре 2016 года РГП на ПХВ «Республиканский центр государственного градостроительного планирования и кадастра»;

- в декабре 2016 года РГП на ПХВ «Государственная вневедомственная экспертиза проектов»;

- в феврале 2017 года АО «Казахский научно-исследовательский и проектный институт строительства и архитектуры»;

- в июле 2017 года АО «Фонд развития жилищно-коммунального хозяйства».

В итоге, утверждены планы мероприятий  по противодействию коррупции.

Аналитические справки по результатам внутреннего анализа коррупционных рисков в деятельности подведомственных организаций в установленном порядке размещены на сайте МИР РК и Комитета.

В октябре 2017 года предусмотрено проведение внутреннего анализа в деятельности АО «Казахстанский центр модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства».

Отмечаем, обращения физических и юридических лиц по факту проявления коррупции в деятельности Комитета не выявлены.

         Рекомендации:

         - Приведение в соответствие законодательства РК, а именно инициирование внесения изменений в ЗРК «Об электроэнергетике», «О газе и газоснабжении»;

         - Проведение дальнейшей ускоренной работы по устранению выявленных нарушений по итогам предписаний уполномоченных государственных органов;

         - Проведение дальнейшей ускоренной работы по прохождению процедуры государственной регистрации нормативных технических документов;

         - Проведение внутреннего анализа коррупционных рисков в деятельности АО «Казахстанский центр модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства»;

         - Утверждение Плана по реализации рекомендаций, дата изучения промежуточного отчета по исполнению плана – в течение полугода через 3 месяца после проведения настоящего анализа.

 

Руководитель      

Б. Шаханов

 

 

Согласовано:                                                                    

Б. Канатов

 

М. Балпанова

 

А. Молдагалиева

 

Б. Талипов

 

Д. Турин

 

К. Сапаров

 

Ю. Халметова

 

 

 

© 2020

Қазақстан Республикасы Индустрия және инфрақұрылымдық даму министрлігі

Құрылыс және тұрғын үй-коммуналдық шаруашылық істері комитеті